Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Адрес: г.Гродно, ул. Пестрака 4
Регистратура, вызов на дом:
39-15-00 (единый номер)
Регистратура жен. консультации:
39-15-03 (единый номер)
BelarusianEnglishLithuanianPolishRussianUkrainian

Память человека в психологии

03 декабря 2021

Человеческая память всегда была объектом пристального внимания ученых. Изначально это понятие было философским. Позже его стали относить к психологии. Сегодня механизмы запоминания изучают такие науки, как физиология, биология, математика. Исследования ученых порождают различные теории и гипотезы.

Благодаря разным видам памяти, человек узнает лица родных и знакомых, учится и работает, занимается спортом, водит автомобиль. Без способности запоминать и сохранять нужную информацию любая деятельность была бы невозможна, даже для удовлетворения базовых потребностей. Невозможно переоценить роль памяти в жизни человека.

Важнейшее ее свойство – объем, показывает возможности, которые имеют большие индивидуальные различия. Степень развития памяти зависит от ряда внешних и внутренних факторов:

  • генетические особенности;
  • состояние психического и физического здоровья;
  • образ и особенности жизни;
  • воспитание и образование.

В психологии известно много разновидностей памяти, каждая из которых имеет большое значение для развития человеческих способностей.

Компьютер как мозг

Текущие развитие процессоров во многом основывается на уменьшении техпроцесса. Время идет и эффективность такого подхода снижается. Возможно ли замена нынешней архитектуры на архитектуру, схожую с мозгом человека? Конечно, в реалиях недостатка знаний о мозге данное сравнение некорректно, но давайте пофантазируем. В чем преимущества мозга перед компьютером? Первое, что приходит на ум — это наличие сознания и способность к творческой деятельности. Но не совсем понятно, в чем разница между ними и их компьютерной симуляцией? Проблему квалиа и подобные вопросы лучше оставить философам и сконцентрироваться на более практических аспектах. Понятно, что в некоторых задачах, зависящих от скорости обработки информации мы проигрываем. Но при этом у мозга множество преимуществ перед современными компьютерами:

  • мозг более энергоэффективный: в среднем он потребляет 20–30 Вт;
  • мозг лучше справляется с распознаванием образов, речи, потоками сложноустроенной информации;
  • мозг пластичен, в отличии от модульной архитектуры компьютера: один отдел может выполнять функции другого (при необходимости);
  • работу мозга можно охарактеризовать как параллельную, нет необходимости в тактовом генераторе;
  • на основе имеющегося опыта мозг способен к прогнозированию будущих событий;
  • мозг невероятно обучаем и адаптивен.

Некоторые преимущества человеческого мозга перед компьютерами довольно очевидны. В свете этих преимуществ, разработка систем, схожих с мозгом, выглядит отличной идеей. Но, как всегда, у этого подхода есть недостатки:

  • Абсолютное заимствование у природы не всегда оптимально:

Природные «технологии» естественным образом образуются под влиянием эволюции. Но, зачастую, такие решения не подходят под задачи человека. Так, например, попытки создания летательного средства на основе пернатых и их техники полета ничем удачным не отличались.

  • Нужен ли компьютер, такой же как мозг:

Во-первых, мозг — это не идеальная система. Мы не можем целенаправленно забыть определенную информацию. Мозгу очень сложно выполнять несколько сложных задач одновременно. Во-вторых, каждый мозг уникален. Кто-то лучше рисует, а кто-то лучше справляется с математическими задачи. Нужен ли компьютер, который справляется с задачами примерно одной сложности за разное время?

  • Создание «искусственного мозга»:

Спустимся с небес на землю. Если представить создание компьютеров с архитектурой, схожей с устройством мозга, то сразу появятся тысячи нюансов. Как управлять такой системой, как ее поддерживать, создавать для нее софт, как интегрировать ее с другими системами, из каких материалов делать компоненты и многое другое.
Практика показывает, что лучше заимствовать лучшее, но, как упоминалось выше, недостаток знаний о мозге не позволяет сделать этого.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

Памятью обладают все. Но современный человек использует лишь незначительные возможности своей памяти. Эксперименты показали, что человек никогда и ничего не забывает, он только не умеет извлекать информацию из хранилищ, где она, будучи однажды заложенной, остается навсегда. Таким образом, можно утверждать, что к потере воспоминаний приводит неспособность найти их в памяти или прочесть.Вспомнить что-то - означает установить конкретные связи между 13 миллиардами отдельных нервных ячеек мозга. Таким образом, для нахождения воспоминаний работа мозга является главной.

1.   Верьте в свои силы. 
2.    Имейте установку на запоминание. 
3.    Поддерживайте максимальный интерес к выполняемой задаче (запоминанию материала). 
4.    Учитывайте особенности своей памяти:

а) если зрительная: 
- при восприятии на слух фиксируйте материал на бумаге; 
- читайте сами; 
- желательно иметь в книгах схемы, рисунки; 
- подчеркивайте текст карандашом по своей системе обозначений; 
- пользуйтесь наглядными пособиями;

б) если слуховая: 
- чаще слушайте других; 
- читайте сами вслух; 
- работайте в тихих помещениях; 
- рассуждайте вслух;

в) если моторная:
- работайте, конспектируя материал, 
- рисуйте таблицы, графики, диаграммы; 
- в лабораториях потрогайте и проделайте все сами. 

5.    Обязательно развивайте отстающие виды памяти, так как это понадобится в практической работе. 
6.    Тренируйте память 
Упражнения: 
Первое:               через 5-10 минут после пробуждения посчитать от 100 до 1. 
Второе:               быстро повторить алфавит, придумав слово на каждую букву. 
Третье:               вспомнить двадцать мужских и женских имен. 
Четвертое:         назвать двадцать слов на одну букву. 

7.    Помните, что только при активной умственной работе возможно глубокое запоминание.  
8.    Пользуйтесь рациональными приемами запоминания:
        а) материал для запоминания должен быть понятен; 
        б) умейте концентрировать внимание на материале; 
        в) запоминание должно быть логическим, осмысленным.

          Для этого следует: 

- составлять план запоминаемого материала;
- делить его на части (принцип «Дели на семь»);
- выделять в них опорные пункты;
- связывать эти части цепью  ассоциаций;
- сравнивать и сопоставлять в материале объекты между собой и искать в них различия; 
- классифицировать и систематизировать материал;

9.    Постарайтесь связать новое запоминаемое, с уже известным старым. Повышайте уровень своих знаний. Это поможет существенно улучшить вашу память. 
10.  Обязательно повторяйте материал. Для повторения пользуйтесь комбинированным способом: прочтите и разберите весь материал, разбейте на части и выучите по частям, повторите весь материал. Середину всегда следует повторять тщательнее, так как  она запоминается хуже.
11. Учить и повторять материал следует в течение всего семестра, так как то, что изучается быстро, очень быстро и забывается. 
12.  Припоминая, старайтесь тоже составить план припоминаемого материала.  
13.  Припоминание более надежно, если удается вызывать к себе образы припоминаемых объектов. 
14.  Планируя работу, не ставьте два сходных предмета один за другим, так как, накладываясь друг на друга, они приводят к активному забыванию (закон интерференции). 
15. Старайтесь использовать выученный материал в дальнейшей деятельности. Это лучшая гарантия сохранения его в памяти.

Подготовила психолог Николаеня Ю. В.