Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Адрес: Гродно, ул. Пестрака 4
Регистратура, вызов на дом:
39-15-00 (единый номер)
Телефон доверия(психолог)
39-15-52
Регистратура жен. консультации:
39-15-03;39-15-04
Приемная, горячая линия: 39-15-33
BelarusianEnglishLithuanianPolishRussianUkrainian

Конфликты! Способы их решения

25 мая 2020

Единого общего определения понятия «конфликт» нет. Конфликт это -столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. 

В основе многих конфликтов лежит информация, приемлемая для одной стороны и неприемлемая для другой. Это могут быть неполные и неточные факты, слухи, что дезинформирует партнеров по общению; подозрения в умышленном сокрытии информации или ее обнародовании; сомнения в надежности и ценности источников информации; спорные вопросы законодательства, доктрин, правил порядка действий и т. д.

               Как же вести себя в ситуации конфликта?

Конечно, каждый конфликт носит неповторимый характер и нельзя предусмотреть оптимальный путь выхода из него.

Важную роль в разрешении конфликта играют следующие моменты:

-адекватность отражения конфликта; открытость общения конфликтующих сторон; создание климата доверия; определение существа конфликта.

Пять типовых стратегий /стилей/ поведения в конфликтных ситуациях.

*Приспособление (изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, поступаясь иногда своими интересами).

*Компромисс (урегулирование разногласий через взаимные уступки).

*Сотрудничество -совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон: пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу делу.

*Игнорирование, уклонение от конфликта (стремление выйти из конфликтной ситуации, не устраняя ее причин).

*Соперничество, конкуренция (открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции).

Хотя в каждом отдельном случае причина конфликта совершенно конкретна, все конфликты имеют сходную основу: фактическое положение дел находится в противоречии с ожиданиями людей.

 Можно наметить два стратегических пути разрешения конфликта: либо перестроить реальность под ожидания оппонентов, либо попытаться изменить отношение оппонентов к существующему положению дел. А практически чаще всего нужно действовать одновременно по обоим направлениям.

*Создайте атмосферу сотрудничества. С момента первой встречи конфликтующих сторон и затем в начале каждой последующей встречи стоит провести несколько минут в неофициальной беседе.

*Стремитесь к ясности общения. Подготовьте к переговорам необходимую информацию

*Признайте наличие конфликта. Как ни странно, это бывает труднее всего.

*Договоритесь о процедуре. Если конфликт признан и очевидно, что он быстро не решается, то вместо того, чтобы продолжать бесплодные споры, договоритесь, где, когда и как начнете совместную работу по его преодолению.

*Очертите конфликт. Главная задача здесь заключается в том, чтобы определить конфликт в терминах той обоюдной проблемы, которая подлежит урегулированию. Не менее важно выяснить и то, что каждая из сторон не видит и не признает.

*Исследуйте возможные варианты решения.

*Добейтесь соглашения. Здесь нужно обсудить и дать оценку высказанным предложениям, а затем выбрать наиболее приемлемое.

*Установите крайний срок решения. Если не поставить строго определенный срок, переговоры по конфликту могут тянуться очень долго, поглощая все время.

*Воплощайте план в жизнь. Желательно приступить к мерам по урегулированию конфликта как можно скорее после заключения соглашения.

*Оцените принятое решение. При разработке самого удачного соглашения по урегулированию конфликта могут остаться обделенные или обиженные.

Существуют также косвенные методы погашения конфликтов.

-принцип «выхода чувств». Если человеку дать возможность беспрепятственно выражать свои отрицательные эмоции, то постепенно они сами собой сменяются положительными.

-принцип «эмоционального возмещения». Человек, обращающийся к вам с жалобами на своего оппонента, должен рассматриваться вами как страдающее лицо, хотя действительно пострадавшим может являться не он. Показав, что считаетесь с этим, вы уже эмоционально возмещаете удрученное душевное состояние собеседника

-принцип «авторитетного третьего». Примиряющее, доброе мнение одного из оппонентов о другом, переданное через третье лицо, явится толчком для обиженного в направлении поисков компромисса.

-принцип «обнажения агрессии». Вы побуждаете оппонентов в конфликте ссориться в вашем присутствии и достаточно длительное время не пресекаете ссоры. Дав им возможность выговорить самое наболевшее, вы продолжаете работу на основе одного из принципов, которые приводятся далее:

-принцип «принудительного слушания оппонента». Ссора происходит в вашем присутствии. Вы неожиданно останавливаете ссорящихся и предлагаете оппонентам повторить последнюю реплику друг друга. Непривычность, неожиданность такой ситуации уменьшает накал страстей и взаимного ожесточения, способствует росту самокритичности;

-принцип «обмена позиций». Вы останавливаете развернувшуюся на ваших глазах ссору. Просите «враждующих» поменяться местами и взглянуть на предмет ссоры глазами оппонента. Этот прием обладает универсальной эффективностью, т.е. уместен при устранении конфликтов любого типа.

-принцип «расширения духовного горизонта» спорящих.  Побуждая конфликтующих ссориться в своем присутствии, вы тем или иным способом протоколируете ссору (желательно использовать видеокамеры). Остановив ссору, вы производите ее запись. Как правило, оппоненты испытывают подавленность от того, что услышали, поскольку оба начинают понимать, что вели себя недостойно. На этом фоне вы приступаете к разбору ссоры, беспощадно показывая эгоизм каждого.

              ГУЗ «Городская поликлиника №3 г. Гродно» психолог Бричковская Алина Ивановна   телефон «доверия»391552