Когда речь заходит о «сознательном и бессознательном», имеется в виду в первую очередь гениальное открытие Фрейда о структуре человеческой психики, которую он представлял как расщепленную на две противопоставленные друг другу составляющие – сознание и бессознательное.
При этом именно бессознательное выступает в его концепции как центральный, базисный компонент психики, тогда как сознание являет собой лишь своего рода «надстройку» над бессознательным. Сегодня нам подобное разделение (благодаря Фрейду) кажется едва ли не очевидным; но во время появления его работ этот подход казался весьма дискуссионным.
Таким образом, вклад Фрейда в понимание человеческой психики оказался поистине революционным. На сегодня его представления о бессознательном как доминирующем элементе психики, определяющим фактически все психические процессы, является в психологии по-настоящему общепринятым и даже аксиоматичным для современного состояния этой науки.
Основная идея заключается в том, что многие аспекты личности, включая сексуальные желания, агрессию, невротические комплексы и детские переживания, могут быть подавлены и перенесены в бессознательное из-за социальных норм и моральных ограничений. Эти подавленные и скрытые аспекты личности, в свою очередь, могут проявиться через сновидения, свободные ассоциации и другие психоаналитические методы.
Бессознательное также играет роль в формировании симптомов невроза и других психических расстройств. Фрейд утверждал, что конфликты и страхи, скрытые в бессознательном, могут проявиться в виде симптомов, таких как бессонница, фобии, навязчивые мысли и т. д. Психоанализ направлен на раскрывание этих скрытых аспектов и их интеграцию в сознательную жизнь пациента.
Фрейд рассматривал психику как нечто большее, нежели сфера сознания. При этом бессознательное он трактовал как отдельную от физиологических процессов и поведения человека часть душевной жизни, наполненную представлениями, стремящимися проникнуть в сознание.
Бессознательные процессы всегда первичны. Ни одно слово не произнесется человеком и ни одна идея не появится в его голове, если они изначально не были рождены в бессознательном. Слово, идея, мечта – это всегда лишь формы, в которые облекаются бессознательные чувства. Нам кажется, что наши поступки берут свое начало в наших мыслях, но на самом деле наши мысли уже имеют причину в бессознательном. Человеческая психика подобна дереву, корни которого - это бессознательное, ствол и ветки - сознание, а плоды – это поступки.
Каждому из нас присуща определенная доля невротизма, вызванная наличием каких-либо внутренних конфликтов, ведущих к психическому дискомфорту. И Фрейд в «Психопатологии обыденной жизни» высказал любопытную идею о том, что сила этого дискомфорта порой так велика, что, будучи подавленной, находит для себя выход из бессознательного не только в сновидениях и творчестве, но и в нашей каждодневной жизни через оговорки, забывания, описки или ослышки. То есть, каждое влечение может быть погашено противостоящим ему сопротивлением, которое препятствует удовлетворению данного влечения. «Психопатология обыденной жизни» позволяет наблюдать за поучительным и богатым выводами ходом рассуждений Фрейда, построенным на разных историях о пробелах памяти, описках, ослышках и всевозможных вербальных «неудачах» как самого Фрейда, так и разных людей. И то, что, казалось бы, выглядит как случайная или необъяснимая ошибка, может явиться проявлением бессознательного, скрывающем некоторые эротические или агрессивные побуждения. Фрейд, предполагая что разница между здоровой и нарушенной психикой не так уж велика, а психозы могут быть ни чем иным, как проявление бессознательного, получившим возможность слишком сильно контролировать сознание, показывает насколько хрупкой может быть граница между функционированием здоровой психики и психикой, пребывающей в состоянии невроза или психоза.
Фрейд считал, что бессознательное определяет поведение человека, даже если он сам этого не понимает, а «поймать» его импульсы можно анализируя сны, оговорки и шутки. Понимание бессознательных основ своего поведения Фрейд считал ключом к преодолению стрессов и проблем с психикой.
Абсолютно каждый из нас, безусловно, периодически встречается с явлением забывания слов и имен, которые, казалось бы, «вот только что знал» и «вертятся на языке». В процессе вспоминания на помощь нам спешат варианты замены вспоминаемого – заместители забытого, которые без труда распознаются нами как неверные и отбрасываются.
Таким образом, роль бессознательного в психоанализе Фрейда остается актуальной и важной для понимания человеческой психики и поведения. Это понятие позволяет исследовать глубокие слои личности, раскрывая скрытые конфликты и желания, и способствует лечению психических расстройств и самопознанию. Бессознательное не желает нам ни зла, ни добра. Оно у нас просто есть - потому что наше «Я» отказывается осознавать все то, что может нас задеть, напугать, создать у нас слишком плохое представление о самих себе или о тех, кого мы любим.
Бессознательное играет значительную роль в интуиции, мотивации и влечении. Оно также является хранилищем автоматических навыков, накопленных воспоминаний и фантазий. Типичный пример бессознательного действия — это управление автомобилем опытным водителем.
Психологическая защита — это бессознательный психический процесс, цель которого — минимизировать отрицательные переживания. Эти механизмы нужны для того, чтобы человек в неприятных или болезненных ситуациях мог уберечь себя от боли, стресса, стыда или, например, сохранить уважение к себе. С их помощью наше бессознательное не позволяет признавать те факты, которые могут «не понравиться» нашему сознанию, и защищает нас от депрессивных и иных нересурсных состояний.
Дело в том, что мы склонны бессознательно копировать поведение окружающих, даже незнакомых нам людей. Поэтому если вы, например, считаете, что не умеете вести себя в конфликтных ситуациях, имеет смысл познакомиться и общаться с теми, кто обладает нужными качествами и способностями.
Подготовила психолог ж/к : Т.С.Валюк