«Насилие в семье » — умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания» (Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»)
Семья – это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления.
К числу актуальных тем относится проблема домашнего насилия. Насилие в семье является сегодня одной из важнейших причин, которые способствуют социальному и психологическому нездоровью семьи, лишают ее стабильности и безопасности. В связи с этим, одной из важных задач в сфере профилактики насилия в семье является повышение педагогической зрелости и компетентности родителей. Обращение их особого внимания на отказ от методов воспитания, унижающих человеческое достоинство.
Пренебрежение родительскими обязанностями или жестокое отношение к ребенку означает, что его физическому или психическому здоровью, благополучию наносится ущерб. Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии или бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т. п. Проявления жестокости могут быть намеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными.
Основная причина недовольства родителей своими детьми — неудовлетворенность их учебной деятельностью — 59 %. Хвалят детей за выполнение домашнего задания — 38,5 % родителей, а ругают и даже избивают — 30,8 %. Более трети родителей на вопрос: «Какой Ваш ребенок?» — дали своим детям следующие характеристики: «плохой», «неуспевающий», «неаккуратный», «приносящий много хлопот» и т.д. Среди мотивов жестокости родителей по отношению к детям 50 % отмечают «стремление воспитать», 30 % — месть за то, что ребенок приносит огорчения, что-то просит, требует внимания. В более чем 10 % случаев жестокость родителей становится самоцелью — крик ради крика, избиение ради избиения.
Наиболее типичные причины жестокости в семье — это:
Во-первых, традиции патриархального воспитания. Долгие годы ремень да порка считались лучшим воспитательным средством не только в семье, но и в школе. Вспомните: «Больше тумаков — меньше дураков».
Во-вторых «Разрядка от стрессов» зачастую тоже происходит на детях, особенно часто на дошкольниках и младших школьниках, которые не понимают, почему родители на них сердятся.
Как же распознать, заметить, увидеть, что ребенок подвергался, или подвергается насилию, являлся свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия?
Физическое насилие- это избиение, толчки, царапины, плевки, шлепки, пощечины, хватание, бросание предметами, нанесение ударов руками и ногами, удушение, использование оружия, нанесение ожогов и др.
- Ø Первое, на что стоит обратить внимание при выявлении насилия, это на появившиеся или участившиеся поведенческие и эмоциональные проблемы у несовершеннолетнего.
- Ø Изменения в эмоциональном состоянии и общении: внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя; частая задумчивость, отстраненность; постоянная депрессивность, грустное настроение; нежелание принимать участие в подвижных играх; непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее; чрезмерная склонность к скандалам и истерикам; терроризирование младших детей и сверстников; чрезмерная податливость, навязчивая зависимость; возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение; отчуждение от братьев и сестер; жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей); противоречивые чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста); утрата гигиенических навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»). Необходимо обратить внимание на появление невротических и психосоматических симптомов:
*Боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
*сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
*боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
* головная боль, боли в области желудка и сердца; навязчивые страхи; расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
Появляются проблемы отношений, и проблемы, связанные с познавательной сферой. Происходят изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки: трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями; прогулы занятий в учреждении образования; внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям; неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»). Становятся заметными изменения самосознания ребенка :снижение самооценки; отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности; саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям; появляются мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.
Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причём порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Что касается подростков, то физические наказания не улучшают их поведение. Скорее, они способны вызвать обратную реакцию: у подростка появляются жажда мести, обида и возмущение; развиваются такие качества, как трусость и изворотливость. По словам взрослых людей, которые в детстве часто становились свидетелями домашнего насилия, многие из них страдают депрессией и низкой самооценкой.
Если Вы подвергаетесь семейной жестокости, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102.
КОГДА ВАМ ПЛОХО И НИКТО ИЗ БЛИЗКИХ НЕ МОЖЕТ ВАМ ПОМОЧЬ, НАБЕРИТЕ НОМЕР 170 ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Г. ГРОДНО И... ВЫ НАЙДЕТЕ ВНИМАТЕЛЬНОГО СОБЕСЕДНИКА, КОТОРЫЙ ВЫСЛУШАЕТ И ПОМОЖЕТ ВАМ НАЙТИ ВЫХОД ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
SKYPE: HELP170
E-MAIL: HELP170@MAIL.RU
САЙТ: WWW.170.BY
ГРУППА В VK: ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ 170
НАШ ГОРОДСКОЙ НОМЕР: 170
ЗВОНКИ С МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА: 8 (0152) 75-23-90
Центры дружественного отношения к подросткам Гродненской области
(информация по данным сайта:
http://junior.by/44-adresa-centrov-druzhestvennyx-podrostkam.html)
ЦДМ созданы с целью оказания комплексной медико-психологической помощи для подростков и молодежи от 12 до 21 года, сопричастных лиц и родителей на принципах добровольности, доступности, доброжелательности, доверительности, конфиденциальности и анонимности. В Центрах специалисты ответят на вопросы, предложат варианты решения проблем, помогут найти выход из сложной ситуации.
Республиканская «Детская телефонная линия»
круглосуточно 801-100-1611
Татьяна Сергеевна Валюк психолог женской консультации городская поликлиника №3 г. Гродно