В условиях современности по всему миру отмечается возрастающая тенденция злоупотребления алкогольными напитками не только среди взрослого населения, но и среди подростков, что влечет за собой неотвратимое возникновение проблем с физическим и психологическим здоровьем растущего поколения.
Согласно точке зрения М. Келлера, алкогольная аддикция является заболеванием, «хронической болезнью, соматической, психической, психосоматической, что позволяет сделать вывод о беспорядочном поведении и непрерывном употреблении алкогольных напитков вплоть до возникновения проблем со здоровьем, психических, экономических, социальных функций и проблем с окружающими».
Так, формирующиеся зависимости в подростковом возрасте ведут за собой возникновение психической аддикции, подразумевающей наличие постоянного влечения к употреблению алкогольной продукции, а затем, - к аддикции физического уровня, под которой понимается наличие перманентной потребности организма в употреблении алкоголя для поддержания нормального уровня функционирования организма, что обусловлено спецификой механизма формирования зависимости.
Следует отметить, что в системе профилактической работы по предотвращению формирования алкогольной аддикции выделяются такие направления, как: социальное, медицинское и юридическое.
В рамках медицинской профилактики алкогольной зависимости проходит работа по разработке методов лечения аддикции, в рамках юридической профилактики предлагаются варианты применения законодательной силы для предотвращения зависимости, тогда как социальная профилактическая работа рассматривается в контексте вспомогательной составляющей.
В данном случае необходимо согласиться с точкой зрения О.А. Голоснова, согласно которой алкогольная зависимость представляет собой как тяжелое заболевание, так и вариант отклоняющегося (девиантного) поведения, обладающего многофакторной детерминированностью.
Выделяются следующие подходы к профилактике алкогольной зависимости у подростков:
- Медико-социальный подход, предполагающий работу по информированию подростков о негативных последствиях употребления алкогольных напитков на психическое и физическое здоровье;
- Образовательный подход, который предполагает информирование подростков о существовании проблемы алкогольной аддикции и предоставление свободы выбора на основе имеющейся информации;
- Психосоциальный подход, который подразумевает работу по формированию и развитию у подростков специальных психологических навыков по сопротивлению социальному влиянию, решению конфликтных ситуаций и др.
Подчеркнем, что психосоциальный подход основан на концепции формирования и развития у подростков достаточного уровня социальной компетенции, обладании умениями и навыками, необходимыми для выполнения тех обязанностей, которые обусловлены социальной ролью подростка.
Первичный этап профилактической работы позволяет сформировать у подростков умение отвергать неинтересные и опасные предложения, способность видеть достоинства и недостатки происходящего и собственных действий, повысить уровень самооценки и уверенности в собственных силах и возможностях.
При этом особое внимание следует уделить работе с ценностными ориентациями подростков и имеющихся у них личностных установок. Важно подчеркивать те ценности и установки, которые противоречат отклоняющемуся поведению и злоупотреблению психоактивными веществами.
Следует развивать волевой компонент личности и чувство ответственности за собственные решения и последующие действия, их результат.
Далее, вторичный этап профилактики алкогольной зависимости у подростков предполагает проведение целенаправленной работы с подростками, входящими в группу риска и уже имеющими склонность к зависимому поведению и злоупотреблению психоактивными веществами. В данном случае целью работы является своевременная диагностическая деятельность по выявлению повышенной склонности к аддикции и соответствующая помощь.
Третичный этап профилактической работы подразумевает под собой целенаправленную деятельность по реадаптации и повторной социализации подростков с алкогольной аддикцией, а также работу с их семьями и близкими. На данном этапе главной задачей является предотвращение дальнейшего разрушения личности и максимальное поддержание имеющейся дееспособности.
Следует выделить основные этапы профилактической работы с подростками по предотвращению алкогольной зависимости:
- Этап диагностики, подразумевающий под собой исследование и выявление особенностей личности, которые способны в дальнейшем оказать влияние на формирование зависимого поведения (тревожность, слабо развитая способность к сопереживанию и сочувствию, низкий уровень самооценки и стессоустойчивости и др.), особенностей взаимоотношений в семье и среде сверстников, собственных увлечениях подростка.
- Этап информационный, который предполагает предоставление подросткам информации об особенностях коммуникативного взаимодействия и межличностных отношений, существующих техниках и приемах преодоления стрессовых состояний и конфликтных ситуаций.
- Этап личностный, который включает в себя участие в занятиях, направленных на личностное развитие и коррекцию отдельных личностных особенностей и поведенческих стереотипов, развитие навыков саморегуляции и саморефлексии.
Основной упор в работе с подростками по профилактике алкогольной зависимости должен быть на организацию их свободного времени, просвещение о причинах и негативных последствиях алкогольной аддикции, просвещение педагогических работников о специфике формирования и развития зависимого поведения, способах его первичной диагностики.
Алкогольная зависимость подростков представляет собой сложную комплексную проблему, решение которой возможно при тесном взаимодействии и целенаправленной работе всех вовлеченных субъектов. При этом в случае наличия сформированной алкогольной зависимости, необходимым представляется совмещение медицинской реабилитации подростка и работы с его психологической составляющей.
Подготовила: психолог Николаеня Ю. В.