Подростковый возраст – важнейший период развития социальных и эмоциональных навыков, важных для психического благополучия.
К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и обучение эмоциональному самоконтролю. Большое значение имеют безопасные, благоприятные условия в семье, школе и сообществе в целом.
Основной сложностью подросткового возраста является быстрый темп изменений, как физических, так и психологических. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений; становление собственного “Я”, обретение новой социальной позиции.
Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка, вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признания со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей, в том числе, участие в общественно значимых делах. Между тем, взрослые, подчеркивают, что подросток уже не маленький ребенок и предъявляя к нему повышенные требования, продолжают порой отказывать ему в праве на самостоятельность, возможностях на самоутверждение. Отсюда и возникают большинство конфликтных ситуаций, обиды и разнообразные формы протеста.
Среди нарушений эмоционального развития в детском и подростковом возрасте первое место занимают тревожность, боязливость, страхи, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость, трудности общения, депрессия.
Причины возникновения:
- -психологическая травма (хронические стрессы, длительное эмоциональное напряжение);
- -гипер или гипоопека со стороны близких людей (особенно в подростковом возрасте);
- -психастения;
- -нарушение гормонального фона (гормональный дисбаланс);
- -острая нехватка полезных веществ (витаминов, минералов).
Коррекция дисгармоний в развитии личности ребенка, научить правильнореагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства, научить детей справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снять психологическое напряжение, создать возможность для самовыражения – главные задачи его семьи и психолога.
Комплексное и своевременное лечение у детей и подростков помогают полностью устранить симптомы заболевания. Именно поэтому основная роль отводится именно родителям (законным представителям).
Анализируя опыт специалистов, можно дать следующие рекомендации по работе с детьми и подростками с нарушениями ЭВС:
- -создать ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его нервной системы.
- -внимательно следить за нагрузкой в жизни ребенка.
- -обязательно необходима посильная физическая нагрузка, она снижает психическое напряжение.
- -посещение детского психолога для коррекции эмоционального нарушения.
- -Эмоциональная поддержка родителей
Проблемы детей и подростков – это частое явление, которое можно определить по их поведению. Главное – вовремя отреагировать на изменения поведения ребёнка и помочь ему справиться с внутренними переживаниями. Обращение к психологу в таком случае – лучший вариант.
Подготовила психолог: Валюк Т.С.