Человеческая память всегда была объектом пристального внимания ученых. Изначально это понятие было философским. Позже его стали относить к психологии. Сегодня механизмы запоминания изучают такие науки, как физиология, биология, математика. Исследования ученых порождают различные теории и гипотезы.
Благодаря разным видам памяти, человек узнает лица родных и знакомых, учится и работает, занимается спортом, водит автомобиль. Без способности запоминать и сохранять нужную информацию любая деятельность была бы невозможна, даже для удовлетворения базовых потребностей. Невозможно переоценить роль памяти в жизни человека.
Важнейшее ее свойство – объем, показывает возможности, которые имеют большие индивидуальные различия. Степень развития памяти зависит от ряда внешних и внутренних факторов:
- генетические особенности;
- состояние психического и физического здоровья;
- образ и особенности жизни;
- воспитание и образование.
В психологии известно много разновидностей памяти, каждая из которых имеет большое значение для развития человеческих способностей.
Компьютер как мозг
Текущие развитие процессоров во многом основывается на уменьшении техпроцесса. Время идет и эффективность такого подхода снижается. Возможно ли замена нынешней архитектуры на архитектуру, схожую с мозгом человека? Конечно, в реалиях недостатка знаний о мозге данное сравнение некорректно, но давайте пофантазируем. В чем преимущества мозга перед компьютером? Первое, что приходит на ум — это наличие сознания и способность к творческой деятельности. Но не совсем понятно, в чем разница между ними и их компьютерной симуляцией? Проблему квалиа и подобные вопросы лучше оставить философам и сконцентрироваться на более практических аспектах. Понятно, что в некоторых задачах, зависящих от скорости обработки информации мы проигрываем. Но при этом у мозга множество преимуществ перед современными компьютерами:
- мозг более энергоэффективный: в среднем он потребляет 20–30 Вт;
- мозг лучше справляется с распознаванием образов, речи, потоками сложноустроенной информации;
- мозг пластичен, в отличии от модульной архитектуры компьютера: один отдел может выполнять функции другого (при необходимости);
- работу мозга можно охарактеризовать как параллельную, нет необходимости в тактовом генераторе;
- на основе имеющегося опыта мозг способен к прогнозированию будущих событий;
- мозг невероятно обучаем и адаптивен.
Некоторые преимущества человеческого мозга перед компьютерами довольно очевидны. В свете этих преимуществ, разработка систем, схожих с мозгом, выглядит отличной идеей. Но, как всегда, у этого подхода есть недостатки:
- Абсолютное заимствование у природы не всегда оптимально:
Природные «технологии» естественным образом образуются под влиянием эволюции. Но, зачастую, такие решения не подходят под задачи человека. Так, например, попытки создания летательного средства на основе пернатых и их техники полета ничем удачным не отличались.
- Нужен ли компьютер, такой же как мозг:
Во-первых, мозг — это не идеальная система. Мы не можем целенаправленно забыть определенную информацию. Мозгу очень сложно выполнять несколько сложных задач одновременно. Во-вторых, каждый мозг уникален. Кто-то лучше рисует, а кто-то лучше справляется с математическими задачи. Нужен ли компьютер, который справляется с задачами примерно одной сложности за разное время?
- Создание «искусственного мозга»:
Спустимся с небес на землю. Если представить создание компьютеров с архитектурой, схожей с устройством мозга, то сразу появятся тысячи нюансов. Как управлять такой системой, как ее поддерживать, создавать для нее софт, как интегрировать ее с другими системами, из каких материалов делать компоненты и многое другое.
Практика показывает, что лучше заимствовать лучшее, но, как упоминалось выше, недостаток знаний о мозге не позволяет сделать этого.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ
Памятью обладают все. Но современный человек использует лишь незначительные возможности своей памяти. Эксперименты показали, что человек никогда и ничего не забывает, он только не умеет извлекать информацию из хранилищ, где она, будучи однажды заложенной, остается навсегда. Таким образом, можно утверждать, что к потере воспоминаний приводит неспособность найти их в памяти или прочесть.Вспомнить что-то - означает установить конкретные связи между 13 миллиардами отдельных нервных ячеек мозга. Таким образом, для нахождения воспоминаний работа мозга является главной.
1. Верьте в свои силы.
2. Имейте установку на запоминание.
3. Поддерживайте максимальный интерес к выполняемой задаче (запоминанию материала).
4. Учитывайте особенности своей памяти:
а) если зрительная:
- при восприятии на слух фиксируйте материал на бумаге;
- читайте сами;
- желательно иметь в книгах схемы, рисунки;
- подчеркивайте текст карандашом по своей системе обозначений;
- пользуйтесь наглядными пособиями;
б) если слуховая:
- чаще слушайте других;
- читайте сами вслух;
- работайте в тихих помещениях;
- рассуждайте вслух;
в) если моторная:
- работайте, конспектируя материал,
- рисуйте таблицы, графики, диаграммы;
- в лабораториях потрогайте и проделайте все сами.
5. Обязательно развивайте отстающие виды памяти, так как это понадобится в практической работе.
6. Тренируйте память
Упражнения:
Первое: через 5-10 минут после пробуждения посчитать от 100 до 1.
Второе: быстро повторить алфавит, придумав слово на каждую букву.
Третье: вспомнить двадцать мужских и женских имен.
Четвертое: назвать двадцать слов на одну букву.
7. Помните, что только при активной умственной работе возможно глубокое запоминание.
8. Пользуйтесь рациональными приемами запоминания:
а) материал для запоминания должен быть понятен;
б) умейте концентрировать внимание на материале;
в) запоминание должно быть логическим, осмысленным.
Для этого следует:
- составлять план запоминаемого материала;
- делить его на части (принцип «Дели на семь»);
- выделять в них опорные пункты;
- связывать эти части цепью ассоциаций;
- сравнивать и сопоставлять в материале объекты между собой и искать в них различия;
- классифицировать и систематизировать материал;
9. Постарайтесь связать новое запоминаемое, с уже известным старым. Повышайте уровень своих знаний. Это поможет существенно улучшить вашу память.
10. Обязательно повторяйте материал. Для повторения пользуйтесь комбинированным способом: прочтите и разберите весь материал, разбейте на части и выучите по частям, повторите весь материал. Середину всегда следует повторять тщательнее, так как она запоминается хуже.
11. Учить и повторять материал следует в течение всего семестра, так как то, что изучается быстро, очень быстро и забывается.
12. Припоминая, старайтесь тоже составить план припоминаемого материала.
13. Припоминание более надежно, если удается вызывать к себе образы припоминаемых объектов.
14. Планируя работу, не ставьте два сходных предмета один за другим, так как, накладываясь друг на друга, они приводят к активному забыванию (закон интерференции).
15. Старайтесь использовать выученный материал в дальнейшей деятельности. Это лучшая гарантия сохранения его в памяти.
Подготовила психолог Николаеня Ю. В.