Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Адрес: г.Гродно, ул. Пестрака 4
Регистратура, вызов на дом:
39-15-00 (единый номер)
Регистратура жен. консультации:
39-15-03 (единый номер)
BelarusianEnglishLithuanianPolishRussianUkrainianChinese (Simplified)HindiPersian
22 мая 2024

Что нужно знать о деменции.

Деменция – это значительное нарушение интеллектуальных способностей, таких как, память, мышление, ориентировка, понимание, счет, способность к обучению, речь и суждения. 

Все это сказывается на общественной и профессиональной жизни. Если у человека деменция, то ему крайне трудно жить, он все время все забывает и становится социально дезадаптированным.

        Что вызывает деменцию?

Существуют несколько причин возникновения деменцию. Деменция чаще встречается в пожилом возрасте. Это заболевание возникает тогда, когда повреждаются отдельные процессы памяти мозга, которые отвечают за процессы памяти и мышления. Наиболее частая причина деменции – болезнь Альцгеймера. Свыше 50% деменции позднего возраста обусловлены этой болезнью.

К другим причинам деменции можно отнести сосудистую патологию головного мозга – 15-20%. Примерно 20% случаев деменции позднего возраста – сочетание сосудистого поражения мозга – сочетание сосудистого поражения мозга и атрофического процесса альцгеймеровского типа.

Как заподозрить деменцию?

Для того чтобы как можно раньше заподозрить деменцию применяют разного рода опросники.

Изменения, как правило, происходят постепенно и могут быть крайне незначительны и незаметны для посторонних. Однако, при частом общении (не менее 1 раза в неделю) родственники и знакомые, внимательно оценивая ту или иную жизненную ситуацию, могут заметить изменение когнитивных функций.

Список вопросов для выявления нарушений:

  1. Сразу узнает лица близких или знакомых.
  2. Быстро вспоминает имена близких и друзей.
  3. Хорошо помнит события, связанные с семьей и знакомыми, например род занятий, дни рождения, адреса.
  4.  Помнит события, которые недавно произошли.
  5. Может вспомнить разговор несколько дней спустя.
  6. Забывает, что хотел сказать во время разговора.
  7.  Быстро вспоминает свой адрес, номера телефона.
  8. Помнит, какой месяц и число.
  9. Помнит, где обычно хранит вещи.
  10.  Может вспомнить, куда положил вещи.
  11.  Приспосабливается к изменениям в повседневной жизни.
  12.  Знает, как обращаться с бытовыми приборами.
  13.  Может понять, как обращаться с новыми бытовыми приборами.
  14.  Может понять  и запомнить новые факты.
  15.  Помнит события, которые произошли в молодости.
  16. Помнит то, что учил 30-40 лет назад.
  17.  Может понять значения незнакомых слов.
  18.  Понимает статьи в газетах и журналах.
  19.  Может проследить ход событий в кино, оценить сюжет книги.
  20.  Может написать дружеское или деловое письмо.
  21.  Помнит важнейшие исторически события.
  22.  Может самостоятельно принимать решения в повседневных вопросах.
  23.  Рационально использует деньги для покупок.
  24.  Справляется с повседневными задачами (например, посчитать сдачу в магазине, получить пенсию).
  25.  Справляется с повседневными расчетами: сколько продуктов купить,  когда  последний  раз приходили знакомые  и пр.).
  26.  Понимает, что происходит, и может адекватно оценить обстановку.

 

1 балл – значительно лучше

2 балла – незначительно лучше

3 балла -  так же,  как всегда

4 балла - незначительно хуже

5баллов – заметно хуже

Результаты

 78 баллов и менее – отсутствие когнитивных нарушений

79 – 103 – умеренные когнитивные нарушения

104 балла и более – достигающие степени деменции когнитивные нарушения.

Если при тестировании результат составил более 78 баллов, то необходимо обратиться к врачу для постановки диагноза и назначения необходимого лечения.

        К когнитивным функциям  относятся память, внимание, мышление, счет, ориентация, планирование, способность совершать адекватно координированные действия.

       Немедикаментные методы лечения:

        Направлены на улучшение запоминания или воспроизведение. Тренинг регулирующих когнитивных функций – это способность переключаться от одной задачи к другой, планировать действия на ближайший и отдаленный период, решать сложные финансовые проблемы, тормозить неадекватные импульсивные реакции.

Для снижения нагрузки на ослабленную рабочую память целесообразно научиться разбивать сложные задачи на ряд простых задач, проговаривая свои действия. Регулярно изучайте новое: учите наизусть стихи, иностранные языки, кроссворды. Проделывайте новые маршруты, делайте по-другому обычные занятия. Пробуйте выполнять привычные действия нерабочей рукой. Придумывайте новые ответы на стандартные вопросы.  Спите не менее 8 часов.

     Рекомендации по уходу за больными, страдающими деменцией:

  1. Установить режим дня. Все действия лучше выполнять в одно и то же время. Режим становится источником уверенности и защищенности. Он должен как можно больше сохранять заведенный прежде порядок жизни больного.
  2. Поддерживайте независимость больного. Прислушивайтесь к его мнению, интересуйтесь его чувствами. Не обсуждайте состояние больного в его присутствии.
  3. Поддерживайте с больным тесный контакт. Говорите с ним отчетливо и не торопясь по имени. Внимательно слушайте речь до конца. Проявляйте интерес к разговорам своего подопечного. Воздерживайтесь от конфликтных ситуаций. Сохраняйте спокойствие.
  4. Безопасность. Уходя з дома, перекрывайте подачу газа. Спрячьте колющие и режущие предметы. Не меняйте положение мебели в доме. Установите замки на окнах. Постарайтесь установить поддерживающие поручни.
  5. Занятость в доме. Она придает жизни больного  цель и смысл, повышает чувство собственного достоинства.
  6. Внешний вид. Положите одежду больного в том порядке, в котором ее необходимо надевать. Не торопите, поощряйте самостоятельность.
  7. Гигиена. Пусть больной все, что возможно делает сам.
  8. Посещение туалета. Установите определенный режим посещения. Обозначьте дверь в туалет большими цветными буквами.  Одежда должна легко сниматься. При необходимости пользуйтесь памперсами.
  9. Питание. Напоминайте о необходимости приема пищи. Давайте ему пищи, которую можно есть руками. Нарезайте маленькими кусочками. На поздних стадиях болезни готовьте пюре и жидкую пищу. Не давайте больше одной порции.
  10.  Не давать спать днем. Может помочь прогулка и физические занятия в дневное время.

 

 

Подготовила: врач-психотерапевт                       В.П. Костаненкова