Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Адрес: г.Гродно, ул. Пестрака 4
Регистратура, вызов на дом:
39-15-00 (единый номер)
Регистратура жен. консультации:
39-15-03 (единый номер)
BelarusianEnglishLithuanianPolishRussianUkrainianChinese (Simplified)HindiPersian

Рекомендации учителя-дефектолога родственникам пациентов с афазией

02 ноября 2022

В вашей семье случилось несчастье — заболел близкий родственник. Он перенес инсульт или черепно-мозговую травму. В результате нарушилась, а может быть, и совсем исчезла речь, стали хуже действовать рука и нога. 

  • Чем помочь близкому человеку? Как правильно вести себя с ним? Ведь он потерял способность выражать свои желания, спрашивать о чем-либо, сообщать что-либо окружающим, а это значит, нарушилось общение с внешним миром. На эти вопросы я постараюсь ответить в рекомендациях. Учитель-дефектолог призван заниматься восстановлением у пациента речи, письма, чтения и других нарушенных высших психических функций. Работа логопеда требует особой квалификации, терпения, энтузиазма, обаяния, т.е. умения «завоевать» больного, внушить ему полное доверие к себе и веру в свои силы. Однако и на долю родственников ложится колоссальная ответственность. Их терпение, мужество, мудрость могут сделать то, в чем бессильна медицина. Помните об этом.
    Инсульт или черепно-мозговая травма нередко приводят к нарушениям речи. После острого поражения головного мозга пациент может начать испытывать затруднения в выражении своих мыслей, а иногда и с трудом понимать речь других людей, хотя слух его остается сохранным. Как правило, нарушения речи после инсульта проявляются в виде афазий. Афазия — это системное нарушение речевой функции, охватывающее все языковые уровни: фонетику, лексику, грамматику. Восстановление речевых функций после острых поражений головного мозга наиболее быстрыми темпами происходит в течение первого года. Помощь по восстановлению речи у пациентов с афазиями, развившимися после острого поражения головного мозга, оказывает учитель-дефектолог. Существует несколько типов афазий, и для каждой из них - свои программы коррекционно-педагогической помощи. Вероятность восстановления речи выше у тех пациентов, которые после выписки из стационара продолжают заниматься с учителем-дефектологом или членами своей семьи, консультирующимися у профессионала.
    Уважаемые родственники пациентов с афазией, помните о том, что афазия не относится к психическим болезням, даже если речь пациента лишена смысла, а сам он не осознает своего дефекта. Кроме того, нередко пациент с афазией хорошо понимает речь окружающих. В беседе с пациентом не стоит повышать голос. Важно отличать афазию от глухоты: громкая речь не улучшит общения с пациентом. Человек с афазией очень чувствителен к внешнему шуму. Нежелательно обращаться к нему нескольким людям одновременно, и разговаривать с ним при включенном радио или телевизоре. Пациент с афазией хуже понимает длинную и быструю речь. Собеседнику лучше говорить медленно, использовать простые предложения, повторять свои фразы и прибегать к различным способам выражения мыслей (жестам, рисункам, письму), избегая, однако, «детского» языка и чрезмерной жестикуляции. Наряду с прочими, важно использовать такие вопросы, на которые пациент может ответить «да» или «нет». Лучше не прерывать пациента, если он говорит. Собеседник должен стараться понять, что хочет сказать пациент, давая ему для этого время и обращая внимание на разные формы выражения им своих мыслей. Человеку с афазией важно знать, что его невербальные навыки коммуникации сохраннее, чем речевые. Исправлять неточности речи пациента следует деликатно, подчеркивая, что его понимают, несмотря на ошибки. Хорошо, если после каждой беседы у пациента остается ощущение некоторого успеха и прогресса на пути восстановления своей речи.
    Восстановление речи идет максимально быстрыми темпами в ближайшее время после заболевания или травмы головного мозга. Через несколько недель или месяцев оно замедляется, и у человека с афазией может создаться впечатление о безнадежности его усилий. В этот момент надо поддержать пациента, рассказать ему о том, что улучшение наблюдается как минимум в течение всего первого года после развития афазии, и убедить его в необходимости продолжения речевой терапии.
    Наиболее губительной для человека с афазией является «речевая изоляция», то есть ограничение общения с окружающими. Членам семьи важно чаще привлекать пациента к участию в общих беседах, задавать ему больше конкретных простых вопросов и побуждать к собственным высказываниям. К пациенту также рекомендуется обращаться с простыми просьбами. При затруднении выполнения действия ему важно предоставить подсказку и повторно высказать просьбу. По мере успешного освоения простых действий круг заданий и просьб целесообразно постепенно расширять.
  • Задача родственников сводится не только к тому, чтобы научить пациента правильно произносить слова (особенно если эту помощь уже оказывает учитель-дефектолог), но и к тому, чтобы научить его как можно лучше общаться.
    Восстановление речи при афазии – длительный и трудоемкий процесс, требующий сотрудничества врача, учителя-дефектолога, пациента и его ближайшего окружения. Оно должно проходить квалифицированно, на серьезном профессиональном уровне. Поэтому мы надеемся, что в семьях, где случилось несчастье, и кто-то находится, сейчас в состоянии афазии прочтут наши рекомендации и возьмут их на вооружение.

Подготовила учитель-дефектолог Щербинская И. Е.

Говорят наши пациенты: