Как родительский алкоголизм влияет на психическое построение и развитие детей? Какие роли берут на себя эти дети?
Семья – важнейший фактор нормального развития ребенка.
Пьянство родителей является одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка. Оно может оказаться роковым не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.
Действие алкоголя в период внутриутробного развития плода приводит в первую очередь к недоразвитию плода, рождению ослабленных детей, высокой детской смертности, рождению детей с врождённым недоразвитием отдельных органов, с уродствами.
Алкоголь, принимаемый матерью в период грудного вскармливания ребёнка, вызывает у него расстройства нервной системы, нарушения в психической сфере, различные заболевания органов пищеварения, печени, почек, сердечно-сосудистой системы, лёгких, тормозит умственное развитие. В этот же период алкоголь может попасть в организм ребёнка с грудным молоком, если мать в это время употребляет любые спиртные напитки.
Отношения с родителями-алкоголиками лишены стабильности и безопасности. Пьющий родитель может за один и тот же поступок в одном случае избить ребенка, в другом – проигнорировать, в третьем – спровоцировать ребенка на тот же поступок. В ответ на двойственность и внутреннюю конфликтность поведения родителя у ребенка формируется сложное амбивалентное отношение к матери (отцу): он ее (его) любит, боится, ненавидит, не понимает; привязан – и хочет уйти, заботится – и готов ударить… Одновременно складывается подобное отношение к окружающему миру в целом.
Одним из самых распространённых последствий является тревожность и депрессия. Постоянная эмоциональная нестабильность, вызванная конфликтами, агрессией и непредсказуемым поведением родителей, приводит к хроническому стрессу. Организм ребёнка, находясь в состоянии повышенной готовности к угрозе, начинает вырабатывать избыток кортизола, что негативно сказывается на работе нервной системы. Такие дети часто ощущают страх перед будущим, испытывают чувство беспомощности и замкнутости. Ещё одним последствием становится заниженная самооценка. Дети могут считать себя причиной конфликтов и проблем в семье, особенно если родители обвиняют их в своих неудачах или используют их как средство оправдания своего поведения. Такая ситуация формирует у ребёнка чувство вины, которое перерастает в постоянную неуверенность в себе и своих способностях. В дальнейшем это может повлиять на их социальное и профессиональное развитие.
Проживание в неблагополучной семье нарушает формирование детской личности. Не понимая причин странного поведения взрослых, малыш берёт вину за это на себя. Одновременно развивается недоверие к людям, неумение управлять собственными эмоциями. Дети алкоголиков становятся излишне обидчивыми или агрессивными, часто испытывают беспричинную тревогу.
Подрастая, ребёнок неосознанно выбирает для себя психологическую роль, соответствующую его жизненной ситуации. Например:
- Герой. Своим поведением пытается доказать окружающим, что с его семьёй всё в порядке. Заботится о младших братьях и сёстрах, старается помочь родителям. Любой ценой старается добиться успеха.
- Бунтарь. Он непослушен, склонен к асоциальному поведению. Дурными поступками он «перетягивает» вину взрослых на себя.
- Шут. Постоянно балагурит, привлекает всеобщее внимание эксцентричным поведением. Это — своеобразный способ помощи семье, отвлечение внимания от её проблем.
- Потерянный. Замыкается в себе, ищет выход из неблагоприятной ситуации в собственных мечтах. Отличается застенчивостью, плохо идёт на контакт с людьми.
Каждая из этих ролей — маска, скрывающая одиночество, незащищённость, страх. Нередко она сохраняется, когда человек становится взрослым.
Психологическая помощь играет критически важную роль в защите ребёнка от негативного влияния. Консультации с детским психологом или психотерапевтом позволяют своевременно выявить и проработать возникающие у ребёнка эмоциональные травмы, а также помогают ему научиться справляться с переживаниями. Специалисты могут использовать техники когнитивно-поведенческой терапии, которые обучают ребёнка навыкам управления стрессом и саморегуляции.
Татьяна Сергеевна Валюк психолог ж/к ГУЗ «Городская поликлиника №3 г. Гродно»