Феномены буллинга у детей и подростков. Кибербуллинг.
Буллинг – повторяемое и агрессивное поведение, направленное против сверстников в школьной среде, и характеризуемое дисбалансом власти между агрессором и жертвой. В качестве синонимов буллинга нередко рассматриваются запугивание, унижения, травля, физический или психологический террор, нацеленные на то, чтобы вызвать у другого страх, сознательно доставить страдания и дискомфорт и тем самым подчинить его себе. В этом случае насилие носит длительный, систематический характер и осуществляется в отношении человека, неспособного защитить себя в сложившихся обстоятельствах. Школьный буллинг начали исследовать в 1970–80 гг. прошлого века в скандинавских странах.
В новом тысячелетии начался следующий этап изучения буллинга, который в онлайн-пространстве трансформировался в кибербуллинг. Статистика случаев кибербуллинга (КБ) показывает, что проблема школьной травли сегодня является повсеместной не только офлайн, но и онлайн. Современные исследования подтверждают, что КБ нередко сочетается с традиционным школьным буллингом.
Если говорить о личностных особенностях, киберагрессоры имеют заниженные самооценку и чувство собственного достоинства, сниженную чувствительность по отношению к страданиям других, в целом более низкий уровень эмпатии, самоконтроля, высокий уровень импульсивности. Помимо этого, показано, что КБ со стороны подростков связан с тенденцией к обоснованию и оправданию жестокого поведения, а также с проактивной агрессией, направленной на достижение определенной цели.
Распространение данного феномена за последние годы вызывает беспокойство во всем мире, ставя под угрозу безопасность подростков, пользующихся Интернетом. Показано, что не только подростки-жертвы имеют психологические и поведенческие проблемы, но и подростки-агрессоры также страдают от последствий данного феномена и подвергаются риску поведенческих девиаций и нарушения психического здоровья. Рассматривается проблема соотношения и сочетания кибербуллинга и традиционного буллинга в образовательной среде.
К проявлениям кибербуллинга относят:
- распространение в социальных сетях ложной/компрометирующей информации или размещение фото, которое ставит владельца в неудобное положение;
- отправку оскорбительных сообщений или угроз в мессенджерах;
- отправку неприемлемых сообщений другим не под своим именем.
Выделяют следующие особенности кибербуллинга:
- Ø полная анонимность и дистантность агрессора, поэтому агрессор чувствует себя менее уязвимым и ответственным;
- Ø возможность травли 24 часа, независимость от времени и места нахождения;
- Ø один источник (фото, пост и т. п.) может использоваться множество раз;
- Ø постепенное увеличение аудитории наблюдателей;
- Ø жертвой кибербуллинга может стать каждый вне зависимости от статуса и возраста;
- Ø не оставляет физических следов;
- Ø незаметность для ближайшего окружения (родителей, друзей);
- Ø как правило, жертва скрывает факт травли, потому что не знает, что делать;
- Ø кибербуллингу нельзя противостоять своими силами. Чаще всего участниками кибербуллинга являются лица из ближайшего окружения – обиженные, завидующие, те, кому перешли дорогу в чем-то, и жертвами становятся слабые личности, которым не хватает духа выяснить отношения с глазу на глаз.
Последствия кибербуллинга для того, кто оказался предметом преследования, включают в себя множество негативных переживаний — грусть, злость, фрустрацию, депрессию, стыд, смущение, страх. Есть связь между кибербуллингом и последствиями в виде депрессии, самоповреждения, суицидальных наклонностей и попыток, низкой успеваемостью и трудностями в учебе, агрессивным поведением, сложностями в общении со сверстниками, снижением самооценки, проблемами в семье, насилием в школе, случаями небезопасного секса и употреблением психотропных веществ.
Говоря о психотерапевтической работе с кибербуллингом в подростковой среде, важно подчеркнуть два аспекта.
Во-первых, необходима работа по разрешению напряженных отношений в классе, аналогично работе с очной школьной травлей, в которую следует включать не только агрессоров и жертв, но и весь класс целиком, причем чрезвычайно важна поддержка администрации образовательной организации.
Во-вторых, нужна индивидуальная работа с ребенком, оказавшимся в роли жертвы кибербуллинга, которая близка к работе с человеком, столкнувшимся с болезненными, травматическими переживаниями вне связи с интернетом. Предполагается, что после стадии шока включаются адаптационные механизмы личности; если они не срабатывают или их недостаточно, то психолог имеет дело с последствиями травмы и необходимостью работы по сопровождению негативных переживаний пациента (страха, боли, унижения, разрушения самооценки, потери чувства защищенности), оказанию поддержки и постепенному восстановлению у него доверия к миру.
Татьяна Сергеевна Валюк психолог ж/к ГУЗ «Городская поликлиника №3 г. Гродно»