Дети дождя
Аутизм - погружение в себя. При аутизме у ребенка наблюдается особое нарушение его психического развития.
Наиболее ярко выраженные симптомы аутизма у ребенка:
-замкнутость,
-бедность выражения эмоций,
-отсутствие интереса к окружающему миру,
-слабая реакция на внешние стимулы,
-неадекватные страхи (боязнь каких-либо самых обычных предметов),
-отсутствие чувства реальной опасности. Нередко у аутичных детей наблюдается беспричинный смех, плач или приступы злости.
Некоторые мамы, характеризуя таких детей, говорят: «они словно живут под стеклянным колпаком».
Такие дети не идут на контакт с окружающими. К близким относятся , как к неодушевленным предметам. Отвергают оказываемую им нежность или вообще на нее не реагируют.
Ребенок, страдающий аутизмом, не способен играть с другими детьми, с трудом усваивает речь (если вообще усваивает). Он часто повторяет одни и те же слова, даже несмотря на умение говорить.
Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность проявлений его нарушения:
- аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков;
- один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость;
- нередко такой ребенок с легкостью заучивает наизусть несколько страниц из телефонной книги, и вместе с тем он не может поддержать обыкновенный разговор о погоде или других повседневных вещах
Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы
ПРИЧИНЫ АУТИЗМА
Между тем, о причинах аутизма известно мало.
- По самым последним данным, ученые выявили у больных аутизмом врожденные нарушения развития мозга (дисфункции или диспропорции: недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей). Обнаружили хромосомные аномалии и обменные нарушения, изменения на генном уровне (на которые, в свою очередь, влияют неблагоприятные экологические условия, стрессы). В крови больных были обнаружены специфические белки. Видимо, в проявлении этой болезни большую роль играет наследственность.
- Американские исследователи указывают также на прямую связь между аутизмом и распространением компьютеров. Так, симптомы нарушения межличностного общения, наблюдаемые у увлеченных программистов и «хакеров» совпадают с признаками аутизма.
ТАК ЛИ ВСЕ ПЛОХО?
Сегодня аутизм можно считать одной из «зон риска» для человечества: налицо рост числа больных. Неспособность к контактам и общению, очень затрудняет обучение, а значит, и получение профессии в будущем. Впрочем, аутисты не совсем уж необучаемы: при аутизме какие-то способности проявляются на исключительно высоком уровне, а другие, наоборот, остаются на очень низком. Никто не может объяснить, почему одни аутисты запросто решают сложнейшие математические задачи, в мельчайших подробностях копируют Рембрандта и могут с первого раза по памяти воспроизвести фугу Баха. Обычно аутистов интересует три области: математика, живопись и музыка.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
Конечно, как Вы уже заметили, аутизм – очень сложная и разноплановая болезнь. В каждом конкретном случае должен помогать специалист, да и не один (психиатр, психолог, врач, родители, воспитатели). Только в крепкой связке «родители – врач – педагог – психолог» можно решить целый ряд проблем аутичного ребенка
Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми.
Родители должны создать ребенку эмоциональный психологический комфорт, чувство уверенности и защищенности, а затем, постепенно, осторожно обучать новым навыкам и формам поведения.
Ведь только родители способны принять и бесконечно любить детей такими, какие они есть, даже если они так не похожи на других.
ГУЗ «Городская поликлиника №3 г. Гродно психолог Николаеня Юлия Владимировна»