Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Адрес: г.Гродно, ул. Пестрака 4
Регистратура, вызов на дом:
39-15-00 (единый номер)
Регистратура жен. консультации:
39-15-03 (единый номер)
BelarusianEnglishLithuanianPolishRussianUkrainianChinese (Simplified)HindiPersian

Психология цвета. Символика цвета.

20 июля 2020

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», который указывал на социальное положение людей, их различные психологические состояния

Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: Красный -цвет Марса, синий -цвет Венеры, желтый- цвет Меркурия, зеленый -цвет Сатурна, пурпурный -цвет Юпитера, оранжевый- цвет Солнца, фиолетовый- цвет Луны.

Так, люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.

Красный цвет прежде всего ассоциируется с огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью и сексуальными желаниями. В тоже время символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни.

Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном.

Однако белый цвет имеет и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием .

Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.Но черное может иметь и благоприятное значение. В засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие.

Желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены.

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим». У славянских народов синий цвет  служил цветом печали, ассоциировался с бесовским миром

Зеленый — цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).

Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Сегодня символика цветов широко используется в бизнес-рекламе. Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный- цвета, которые можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, поскольку это- «дорогие» цвета, испокон веков отождествляющиеся с элитой общества. И действительно, в товарах верхнего ценового диапазона очень распространено сочетание синего или черного с золотым. Черный цвет позволяет эффектно выделить логотип (выполненный, например, золотом) или изображение самого продукта. Это делается для того, чтобы сконцентрировать внимание потребителя не на упаковке, а на самом продукте, показать его значимость и престижность.

   ГУЗ «Городская поликлиника №3 г. Гродно» психолог Валюк Татьяна Сергеевна  600030