Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Адрес: г.Гродно, ул. Пестрака 4
Регистратура, вызов на дом:
39-15-00 (единый номер)
Регистратура жен. консультации:
39-15-03 (единый номер)
BelarusianEnglishLithuanianPolishRussianUkrainian
02 апреля 2020

2 апреля – Всемирный день информирования о проблеме аутизма.

Аутизм означает, что человек развивается иным образом и имеет проблемы с коммуникацией и взаимодействием с другими людьми, а также необычные виды поведения, такие как повторяющиеся движения или увлеченность очень узкоспециализированными интересами.

Аутизм — это неспособность формировать эмоциональные отношения с окружающими. У мальчиков он встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Ученые предполагают связь заболевания с нарушениями на генетическом уровне и обосновывают это тем, что дети, в семье у которых уже есть аутичный ребенок, болеют аутизмом в 50 раз чаще, чем дети, у которых в семье аутизма нет. Несмотря на то, что об аутизме известно очень мало, некоторыми сведениями о заболевании наука все же располагает. Вот некоторые из них.

Первые признаки заболевания появляются до 3 лет. До 7 лет у деток уже четко заметно отставание в физическом развитии, они маленького роста и часто не определяется ни леворукость, ни праворукость, ни даже амбидекстрия (когда обе руки «правые») — дети обеими руками владеют гораздо хуже сверстников. Кроме этого, с раннего детства больные не выявляют интереса к звуку человеческого голоса, не смотрят в глаза, избегая прямого взгляда, не просятся на руки, не ходят за родителями «хвостиком». Мало того, дети с аутизмом не боятся оставаться одни в комнате, квартире, магазине и не стесняются при встрече с незнакомыми или малознакомыми людьми. Для таких больных просто нет различий между мамой и чужой тетей, для них все чужие, в том числе и сверстники, с которыми аутичные детки не идут на контакт и не проявляют ни к ним, ни к их игрушкам никакого интереса.

При аутизме часто нарушено развитие речи, и больные дают знать о своих желаниях с помощью крика, плача или активной жестикуляции. Дети, страдающие аутизмом, чрезвычайно вспыльчивы и агрессивны. Надо добавить, что сходные реакции на какой-то запрет постоянны, дети не учатся владеть собой и не привыкают к травмирующему фактору. Весь их внутрений мир зажат в жесткие рамки, выход за которые проявляется неофобией — боязнью всего нового. К сожалению, умственная отсталость является характерным признаком аутизма. Более 50% больных имеют IQ ниже 50 баллов, и только 70% — выше 30 баллов.

Однако среди детей, страдающих аутизмом, встречаются индивидуумы, которые проявляют гениальные способности в какой-либо области (музыка, живопись). Аутизмом предположительно страдали философ Иммануил Кант, сказочник Ганс Христиан Андерсен, художник Нико Пиросманишвили. В то же время, эти же дети могут не иметь простейших бытовых и социальных навыков.

Аутизм не лечится, однако при помощи способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. Конечно, родителям необходимо тесно сотрудничать с преподавателями и выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний может принести большие успехи. Сегодня разработано множество различных методик, направленных на выработку у ребенка определенной независимости, самостоятельности и навыков социальной адаптации, в тяжелых случаях детей учат основам невербального общения.

Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью.