Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Адрес: г.Гродно, ул. Пестрака 4
Регистратура, вызов на дом:
39-15-00 (единый номер)
Регистратура жен. консультации:
39-15-03 (единый номер)
BelarusianEnglishLithuanianPolishRussianUkrainian

2 апреля в Республике Беларусь проводится Всемирный день информирования о проблеме аутизма

02 апреля 2019

Термин «аутизм» был впервые введён известным швейцарским психиатром Е. Блейхером в 1920 году. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя.

«Этих детей легко узнать:

 они никогда не посмотрят ласково вам в глаза,

они никогда не скажут «я тебя люблю»,

 они будут повторять одни и те же действия, не смотря на ваши запреты,

они не поймут, если вы чувствуете себя плохо и не пожалеют,

они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие…»

Н.А. Сергеева

Цель – развеять мифы и предрассудки о детях с аутизмом, дать больше объективной информации, объединить усилия родителей, специалистов различных министерств и ведомств и людей, не безразличных к чужим проблемам.

Актуальность и фиксация внимания специалистов службы охраны психического здоровья детей и подростков на проблемах детей с аутизмом обусловлена ежегодным ростом показателей первичной и общей заболеваемости, осложненными формами клинического течения, трудностями ранней диагностики и постановки диагноза аутизма, высоким уровнем инвалидности в данной популяции детей.

Аутизм на сегодняшний день не излечим. Под организацией оказания медицинской помощи детям с таким диагнозом подразумевается, в первую очередь, ранняя диагностика и лечение тех психических нарушений, которые сопутствуют либо осложняют течение аутизма. Акцент же делается на психокоррекционную помощь и реабилитацию, которые способны изменить качество жизни детей с аутизмом, их социальную адаптацию и интеграцию в общество сверстников. Если использовать адекватные проблемам аутичных детей условия, формы и методы обучения, то можно в значительной степени снизить влияние аутизма на ход дальнейшего развития ребенка, тем самым изменяя жизнь человека в сторону максимально полноценной, включенной в общество, самостоятельной и независимой.

В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки развитие системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) было связано с борьбой родителей за права своих детей. В Белоруссии наиболее активную часть родителей, детей с аутизмом, объединяет Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители». Члены организации затронули широкий круг проблем, связанных с оказанием помощи детям с РАС, что повлекло за собой внесение корректив в оказание психолого-педагогической, медицинской, и социальной помощи на межведомственном уровне.

У всех аутичных детей встречаются следующие симптомы:

-болезнь начинается до 3 лет;

-нарушение социального функционирования (недостаточное использование зрительного контакта; дети не скучают в отсутствии родителей и редко радуются при их появлении; испытывают затруднения как в распознавании окружающих, так и в выражении собственного эмоционального состояния (через телодвижение, мимику);

-нарушение развития навыков общения (не указывают на предметы, не показывают их; не пытаются привлечь внимание родителей взглядом; у 50 % аутичных детей речь может не развиться вообще; перед началом речи нет лепета; могут быть болтливыми, но не могут поддерживать беседу; не схватывают юмор и иронию в разговоре);

-необычная способность к символическим играм;

-ограниченность интересов и стереотипное поведение.

Какие странности в поведении характерны для аутизма?

-дети не играют с обычными игрушками; неадекватно повторяют одно и тоже действие; имеют потребность навязчивого характера в сохранении постоянства окружающего их предметного мира; наблюдают за текущей водой, движущимися и вращающимися предметами; если речь хорошо развита, то темы общения ограничиваются вокруг очень специфических областей.

Интеллект у аутичных детей чаще всего нарушен:

-40-60% имеют тяжелую и умеренную умственную отсталость; 20-30% легкую умственную отсталость; 17% пограничный уровень; 3% показатели средние и выше среднего.

Пожизненный характер патологии при аутизме, отсутствие не только гарантий успеха коррекционной работы, но и относительно твердого прогноза создают серьезные психологические проблемы. Родители часто воспринимают диагноз аутизм, как приговор, диагноз нередко вытесняет реальные проблемы ребенка, толкает родителей не на использование современных возможностей помощи, а на поиск недостижимого «полного излечения».

Реабилитация аутистов представляет собой сложный процесс взаимодействия, требующий приспособления, как со стороны пациентов, так и со стороны окружающих их людей. Но в основе этого взаимного процесса: право аутиста - быть самим собой и непохожим на других, что является характеристикой его личности и должно признаваться обществом.

 

Подготовила психолог Николаеня Ю. В.