Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Адрес: г.Гродно, ул. Пестрака 4
Регистратура, вызов на дом:
39-15-00 (единый номер)
Регистратура жен. консультации:
39-15-03 (единый номер)
BelarusianEnglishLithuanianPolishRussianUkrainian

Агрессивное поведение

14 февраля 2019

 Человек — весьма агрессивное существо, ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным, a порой — непредсказуемым. Бытовое понятие и термин не совпадают. 

В быту под агрессией мы понимаем нападение, причем, как правило, неоправданное, несправедливое. В этологии термин «агрессивность» означает злость, злобу, ненависть, ярость.

     Психологи, физиологи, этологи, философы придерживаются разных точек зрения по поводу того, является ли агрессия врожденным, инстинктивным феноменом или подобному поведению приходится учиться.

В агрессии как психическом состоянии выделяются познавательный, эмоциональный и волевой компоненты.

Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта для нападения и идентификации своих «наступательных средств».

В эмоциональном компоненте агрессии прежде всего выделяется гнев, иногда принимающий форму аффекта, ярости. Бывает и так, что агрессор переживает радостное, приятное чувство, патологическим выражением которого является садизм.

Волевой компонент заключается в том, что в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремлённость, настойчивость, решительность, а в ряде случаев инициативность и смелость.

В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Например, потенцировать агрессивность вполне могут такие внешние обстоятельства, как шум, жара, теснота, экологические проблемы, метеоусловия и т.п. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение.

Виды агрессии:

Физическая агрессия

Использование физической силы против другого лица

Косвенная агрессия

действия, как окольными путями направленные на другое лицо(сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Раздражение

Готовность к проявлению чувств при малейшем возбуждении(вспыльчивость, грубость)

Негативизм

Оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов

Обида

зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность

недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия

Выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы)

Чувство вины

Выражает возможные убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести

Спонтанная агрессия

подсознательная радость, которую испытывает личность, наблюдая трудности у других. Такому человеку доставляет удовольствие демонстрировать окружающим их ошибки.

Реактивная агрессия

проявляется в недоверчивости к людям; обид они просто так, как правило, не прощают и долго их помнят. Очевидна конфликтность личности, агрессивность в отстаивания своих интересов, высок показатель раздражительности как эмоциональной неустойчивости, быстрая потеря самообладания, неадекватно резкую реакцию вызывают даже мелочи.

В процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций.

В норме оно:

  • освобождает от страха,
  • помогает отстаивать свои интересы,
  • защищает от внешней угрозы,
  • способствует адаптации.

     В связи с этим можно говорить о двух видах агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-дезадаптивной. разрушительной, агрессия выполняет еще и адаптивную функцию, т.е. является доброкачественной. Она способствует поддержанию жизни и является реакцией на угрозу витальным потребностям.

Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  1. -выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  2. -современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения. 

 Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Подготовила психолог Бричковская А. И.